Учебный план
муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
«Верхнекольцовская основная общеобразовательная школа»
на 2015-2016 учебный год
х.Верхнекольцов
2015
Пояснительная записка
Учебный план МБОУ «Верхнекольцовская ООШ» - нормативный правовой документ, устанавливающий перечень учебных предметов, курсов, дисциплин и объём учебного времени, отводимого на их изучение по уровням общего образования и классам (годам) обучения.
Учебный план (недельный) МБОУ «Верхнекольцовская ООШ» на 2015-2016 учебный год (далее – Учебный план) разработан на основе федерального базисного учебного плана (БУП-2004), федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФК ГОС) для 6 - 9 классов, государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования (далее - ФГОС НОО и ФГОС ООО) для 1-4 и 5 классов с учётом региональных особенностей Ростовской области в целом и школы в частности, в соответствии с нормативными правовыми документами:
Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
Приказы:
- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
(в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39);
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994);
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобороны России и Минобрнауки России от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ»;
- приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Письма:
- письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;
- письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»;
- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Областными приказами:
-приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015 года № 405 «Об утверждении учебных планов в ОУ Ростовской области в 2015-2016 учебном году( с приложениями 2,12,13)»;
HYPERLINK "http://www.rg.ru/gazeta/rg/2013/02/22.html"- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189);
- Основная образовательная программа МБОУ «Верхнекольцовская ООШ» (6-9 класс).
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Верхнекольцовская ООШ» (1-4 класс).
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Верхнекольцовская ООШ» (5 класс).
- Устав МБОУ «Верхнекольцовская ООШ».
Учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования; обеспечивает использование школьного компонента в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, способствуя реализации идеи развития личности, обеспечивая условия для самовыражения и самоопределения обучающихся; распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам, и определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования.
В инвариантной части учебного плана школы полностью реализуется федеральный компонент, который обеспечивает единство образовательного пространства РФ. Все образовательные области представлены в полном объёме, каждая из образовательных областей наполнена предметами, рекомендованными БУП. Учебные часы распределены внутри каждой из них в соответствии с реализуемыми в школе программами и обеспечивают реализацию федеральных компонентов государственного образовательного стандарта и федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования.
В вариативной части учебного плана реализуются занятия по выбору школы и занятия по выбору обучающихся с учетом направленности основной образовательной программы образовательной организации. Учебная нагрузка каждого обучающегося состоит из часов, отведённых на базовый компонент и из часов школьного компонента. В сумме она не превышает максимального объёма установленной обязательной учебной нагрузки.
В соответствии с учебным планом для смягчения психофизической нагрузки учащихся учебный год разбивается на 4 четверти, разделённые каникулами. Две последние учебные недели учебного года отводятся на обобщающее повторение пройденного материала по всем учебным предметам. По окончании учебного года проводится трудовая практика для учащихся 5-8 классов, а для учащихся 9 класса начинается экзаменационный период.
Учебный план для 1- 4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования, 5-9 классов - на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования.
МБОУ «Верхнекольцовская ООШ» определяет следующий режим работы обучающихся в соответствии с СанПиН 2.4.2.28-10 от 29.12.2010 года:
- начало занятий в 08.30 ч.;
- продолжительность учебного года в первом классе — 33 учебные недели; для обучающих 9 класса (без учёта государственной итоговой аттестации) - 34 учебные недели; для обучающихся 2-8 классов – 35 учебных недель; дополнительным резервом увеличения учебного времени является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах;
- максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней;
- продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. В течение года (февраль) устанавливаются дополнительные недельные каникулы для учащихся 1- го класса;
- продолжительность уроков во 2-9 классах составляет 45 минут;
- в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе - мае – по 4 урока по 35-45 минут каждый.
С целью увеличения объёма двигательной активности обучающихся, совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни учебный предмет «Физическая культура» изучается в объёме 3 часов в неделю с 1 по 4 классы 6-9 классы (приказ Минобразования России от 30.08.2010 № 889) в 5классе 2 часа в неделю приказ( Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015 года № 405 «Об утверждении учебных планов в ОУ Ростовской области в 2015-2016 учебном году )с учётом возможностей образовательной организации, а также состояния здоровья обучающихся и деления их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную, специальную медицинскую (письмо Минобразования Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).
Учебный план МБОУ «Верхнекольцовская ООШ» направлен на:
- стимулирование и развитие интереса к учению;
- глубокое овладение учебными предметами с целью подготовки к продолжению образования или профессиональной деятельности.
Учебный план в рамках ФГОС является одним из основных организационных (помимо целевых и содержательных) механизмов выполнения основной образовательной программы общего образования. При составлении учебного плана учитывались результаты учебной деятельности, имеющееся кадровое обеспечение, материально-техническая база школы, социальный заказ обучающихся и их родителей.
Начальная школа
В ходе освоения образовательных программ начального общего образования формируется внутренняя позиция обучающегося, определяющая новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития, базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность обучающегося 1-4 классов:
- система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся;
- приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, результатом которого являются личностные, метапредметные и предметные достижения в рамках ФГОС.
Базовая часть учебного плана для начальной школы включает обязательный набор предметов, соответствующий действующим стандартам и обеспечивается типовыми программами для начальной школы.
В рамках пятидневной учебной недели введена вариативная часть учебного плана 1 час: который распределен на увеличение изучения русского языка в 1-4 классах.
В 1- 4 классах образовательной организации реализуются ФГОС начального общего образования. Обучение ведётся по программам общеобразовательных учреждений в соответствии с содержанием федерального государственного образовательного стандарта по УМК «Школа России».
Со второго класса включается предмет «Английский язык» по 2 часа в неделю. Введение иностранного языка в начальной школе обусловлено современными тенденциями в развитии общества.
Интегрированный учебный предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности, что позволяет учитывать особенности восприятия младшими школьниками окружающего мира и обеспечивает формирование умения школьников применять полученные знания в различных нестандартных ситуациях.
Учебный предмет «Информатика и информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)» изучается в 3 – 4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология» с целью обеспечения всеобщей компьютерной грамотности.
В 4 классе вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) и реализуется как обязательный в объёме 1 часа. В пределах класса-комплекта родителями (законными представителями) выбран модуль «Основы православной культуры».
В соответствии с требованиями ФГОС НОО, с целью интеграции урочной и внеурочной деятельности, создания условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирования принимаемой обществом системы ценностей, гражданской ответственности, развития здоровой, творчески растущей личности в 1 - 4 классах введена внеурочная деятельность, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса и реализуется в рамках 10 часов на 2 класса комплекта в неделю по следующим направлениям:
- общекультурное: 2 час;
- общеинтеллектуальное: 2 часа;
- духовно-нравственное: 2часа;
- социальное: 1 час;
- художественно-эстетическое: 3часа.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д. Организация внеурочной деятельности предусматривает занятия:
- Интеллектуально-статического характера: « Доноведение», «Веселая кисточка», «Хочу все знать» «Веселый английский» «Шахматы», «Иголка кудесница».
- Двигательно-активные: «Говорилки», «Театральное творчество -детям»
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Основная школа
Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение обучающихся – формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости, готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей.
Содержание образования на второй ступени является относительно завершённым и базовым для продолжения обучения на третьей ступени общего образования или в учреждении среднего профессионального образования, создаёт условия для получения обязательного среднего общего образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.
Особого внимания на ступени основного общего образования требуют обучающиеся 5-6 классов, особенности их развития связаны со следующими изменениями:
- с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы, к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
- с осуществлением на данном возрастном уровне качественного преобразования учебных действий, таких как моделирование, контроль и оценка, проектирование собственной учебной деятельности;
- с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества;
- с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества, которая выражается в переходе от классно-урочной к лабораторно-семинарской и практико-исследовательской деятельности.
В 2015-2016 учебном году образовательная организация реализуют требования ФГОС основного общего образования в 5 классе и БУП-2004 в 6 - 9 классах.
Учебный план второй ступени должен заложить фундамент общеобразовательной подготовки учащихся, поэтому в нём представлены все основные образовательные области.
Учебный предмет «Русский язык» изучается с 5 по 9 класс.
С целью формирования представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, для совершенствования речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся на учебный предмет «Русский язык» дополнительно выделен 1 час в 5 классе (выбор школы),1 час в 8 классе,1 час в 9классе подготовка к ОГЭ.
Учебный предмет «Математика» изучается в 5-6-х классах. Два учебных предмета: «Алгебра» (3 часа) и «Геометрия» (2 часа) в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерными образовательными программами изучаются в 7-9-х классах. В 9 классе дополнительно выделен 1час с целью подготовки к ОГЭ.
Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 8 классе (1 час в неделю), в 9 классе (2 часа в неделю) (инвариантная часть учебного плана) из вариативной части учебного плана выделено по 1 часу в 5-7 классах с целью повышения компьютерной грамотности учащихся.
В рамках реализации ФГОС ООО учебные предметы «Биология» и «География» изучается в 5 классе по 1 часу в неделю. В соответствии с ФК ГОС в 6 классе также изучаются учебные предметы «География» (1 час) и «Биология» (1час).
Содержание учебного предмета «Биология» сокращено в части разделов ботаники и зоологии в федеральном компоненте, но вместе с тем в данном предмете значительно расширен и углублен раздел «Человек».
Учебный предмет «География» объединяет физическую и экономическую географию в единый синтезированный учебный предмет, элементы экономико-политического содержания изучаются в учебном предмете «Обществознание».
Учебный предмет « Химия» из вариативной части учебного плана выделен 1 час в 8 классе с целью углубления получаемых знаний , в решении практической части программы.
Учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» изучается с 6 по 9 класс и включает разделы «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика», «Право» по модульному принципу на интегративной основе.
Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательной организации. Учебный предмет «Технология» (ФГОС ООО) изучается в 5 классе 2 часа в неделю.
В 9 классе 1 час учебного предмета «Технология» используется для организации предпрофильной подготовки. Предпрофильная подготовка осуществляется за счет элективных курсов: «Основы черчения»(0,5часа), «Основы профессионального самоопределения» (0,5 часа).
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8 классе в объеме 1 часа в неделю как инвариантная часть учебного плана. Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет «Обществознание».
С целью достижения гармонического развития обучающихся, их знакомства с достижениями мировой художественной культуры в 8-9 классах по решению образовательной организации учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка» изучаются в рамках интегрированного предмета «Искусство» в объеме 1 часа в неделю.
Из вариативной части учебного плана выделено по 1 часу на учебный предмет ОПК в 5-7 классах, с целью повышения духовно-нравственного воспитания учащихся.
В 9 классах завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы, предпрофильная подготовка создает условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии, обеспечивающей получение обязательного среднего общего образования.
В соответствии с ФГОС ООО, с целью создания условий для развития творческого потенциала обучающихся; создания основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирования здорового образа жизни в 5 классе введены следующие курсы внеурочной деятельности, реализуемые по направлениям развития личности в объёме 5 часов в неделю:
- общеинтеллектуальное: 1 часа;
- духовно-нравственное: 1 час;
- общекультурное: 1 час;
- художественно-эстетичекое: 2 час.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д.
Организация внеурочной деятельности предусматривает занятия:
- Интеллектуально-статического характера: « Край Донской», «Чудеса аппликации», «В мире чисел».
- Двигательно-активные: «От игры к спорту», «Кукольный театр»
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
|